Страничка психолога

Первая встреча

Качества успешного человека


Вступление

Мы все читаем книги, смотрим телевизор, общаемся с достаточно большим количеством людей. Наверняка каждому из нас известны люди, которых называют “везунчиками” и о которых говорят, что они родились в рубашке. Этим представителям человечества хорошо в нашем непростом мире. Им всегда везет, обстоятельства складываются для них благоприятно. Они никогда не жалуются на нехватку денег, они достигают тех должностей, которых хотят. Они выглядят веселыми и беззаботными. Они успешны во всем и всегда, а приглядишься — и во внешности ничего особенного нет, и рост маленький, и прическа — репейник. Но что-то в них есть. Что-то, что притягивает других людей, заставляет говорить с ними, прислушиваться к их мнению, идти за ними.
Но мы также знаем людей, которым в этой жизни не везет. Они пришли в этот мир не радоваться, а отбывать наказание. Они работают в поте лица своего, да только хлеб их всегда скуден, а уж на то, чего хотелось бы, денег никогда не хватает. В лучшем случае они могут надеяться, что повезет в будущем. Поэтому они всегда покупают не то, что хотят, а то, на что есть деньги, и потом еще переживают, расставшись с деньгами и сомневаясь: “А стоило ли?” Мир воюет против них. Они не достигают желанных должностей — всегда какой-нибудь “нехороший” человек перехватывает желанное место. Это дает им повод завидовать ему. Впрочем, завидуют они всем и во всем: у того жена красивее, у этой муж хорошо зарабатывает, те лучше отремонтировали квартиру, а эти уже третью машину за три года меняют, а у меня… Подобные люди пребывают в вечном раздражении, всё не по ним. Это неудачники.
Цель нашего занятия — исследовать, какими качествами необходимо обладать, чтобы достигнуть в жизни успеха. Мы должны осознать, что значит “успех”, “успешный человек”, и проанализировать, какие качества формируются в школьной жизни, способствуют ли они будущему успеху?

Правила ведения дискуссии
1. Мы слушаем и слышим друг друга.
2. Каждый имеет возможность высказаться.
3. Учитываются все мнения и предложения.
4. Поддерживается атмосфера дружелюбия и уважения.
5. Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы.
 Вы согласны с этими правилами? Хотите что-либо изменить? Добавить?

Упражнение “Ассоциации”
— Назовите слова, ассоциирующиеся у вас со словом “успех”. (Победа, счастье, удача, достижение.)
Успех (словарь Ожегова):
1. Удача в достижении чего-нибудь.
2. Общественное признание.
3. Хорошие результаты в работе, учебе.
— Что, с вашей точки зрения, значит “успешный человек”?

Деловая игра
1.   Чтобы разобраться, что значит успешный человек, надо сначала обсудить и выбрать пять наиболее важных качеств, характеризующих успешного ученика. Вам предложены качества; если, по вашему мнению, какого-то качества не хватает, добавьте его. Сначала каждый определяет для себя, затем обсуждаете в группе и приходите к общему решению. Затем представитель группы выписывает качества на доску и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества (каждому выдана карточка с перечнем качеств).

Качества:
• предприимчивость,
• открытость,
• наличие собственных убеждений,
• уравновешенность,
• организованность,
• чувство юмора,
• эмоциональность,
• искренность,
• способность адаптироваться,
• воспитанность,
• настойчивость.
2. Подумайте сначала сами, а затем обсудите в группе и выделите пять наиболее значимых качеств, характеризующих успешного в жизни человека. Представьте успешного человека в современном мире, подумайте, какие качества помогли ему этого достичь.
3. Давайте сравним эти качества. Если вы в школе успешны, приобретаете ли вы качества, позволяющие вам в жизни стать успешными людьми?
Обсуждение.


Мнение психологов
Пять качеств успешных людей с точки зрения психологов:
1. Такие люди честолюбивы.
Они видят себя способными стать лучше. Они развивают в себе способности, ни минуты не сомневаясь в правильности своих решений. Вы должны видеть себя способным измениться к лучшему.
2. Они храбры.
Они работают, чтобы преодолевать опасения, которые сдерживают большинство людей. Два самых больших врага вашего успеха — опасения и сомнение. Устранение опасений и сомнения — ключ к успеху.
3. Они верят в себя и свое дело.
Успешные люди в каждой области, в которой они работают, полностью преданы своему делу. Они верят в себя; они верят в свою компанию; они верят в свои изделия и услуги; они верят в своих клиентов; они имеют огромную веру.
4. Они профессиональны.
Они профессиональны в любом деле, которым занимаются, так как постоянно учатся и совершенствуются. Они вечные ученики. Профессионал никогда не прекращает узнавать новое. Они готовятся к любой ситуации, обдумывают вопросы перед каждой деловой встречей.
5. Они ответственны.
Они видят себя президентом своей собственной персональной корпорации услуг. Самая большая ошибка, которую мы можем когда-либо сделать, состоит в том, чтобы думать, что мы работаем для кого-то еще, кроме себя. Думайте, что вы — президент вашей собственной жизни.
Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что же объединяет успешных людей? Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях.


Их отличают:
 активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу;
 креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их;
 ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения на себя;
 уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере;
 коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попросить о помощи.
Закончить наш разговор мне бы хотелось притчей.

 Притча “Бабочка”
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель была все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вылетела. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Но ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла взлететь.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы стать такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Я просил сил... А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости... А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства... А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать... А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви... А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ... А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно. 


Майя СМИРНЯГИНА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог МОУ “Лицей № 6”,
г. Миасс, Челябинская область


Вторая встреча

Тренинг личностного роста    «Успешный человек – это я»

 

Цель: формирование уверенности и внутренней позиции подростка.

Задачи:

1.                         Расширение зоны личной уверенности подростков.
2.                         Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.

 

Ход занятия

 

1. Правила группы

– Здравствуйте, меня зовут ...
Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
§                            доверительный стиль общения;
§                            активное участие в происходящем;
§                            общение по принципу «здесь и теперь»;
§                            уважение к говорящему.
§                             

2. Приветствие

Оборудование: визитки, фломастеры, иголки.
– Оформление визитки, укажите своё тренинговое имя. Расскажите о своём имени так, чтобы участники тренинга смогли его запомнить.

Вопросы:

§                            что узнали нового об участниках тренинга;
§                            что запомнилось;
§                            как себя сейчас чувствуете.
§                             

3. Упражнение «Карусель комплиментов»

– Многие из нас в детстве любили кататься на карусели, сейчас мы также покатаемся, но на необычной «карусели комплиментов». Необходимо образовать два круга (внешний и внутренний) и встать лицом дуг к другу. Когда вы окажитесь перед человеком, то необходимо сказать ему комплимент. Карусель останавливается тогда, когда вы оказались перед первым человеком.

Вопросы:

§                            как вы сейчас себя чувствуете;
§                            что изменилось в вашем состоянии;
§                            трудно и было выполнять упражнение.
§                             

4. Упражнение «Хвасталки»

– Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.
– Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».

Вопросы:

§                            легко ли было говорить о своих успехах;
§                            узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь;
§                            легко ли было радоваться вместе с другими;
§                            как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.
§                             

5. Упражнение «Точка опоры»

Оборудование: листы бумаги, ручки.
– В ситуациях, в которых добились успеха, мы чувствуем себя уверенно. А что для вас это значит? (обсудить) Напишите, что вам для этого необходимо.
– Мы привыкли считать, что работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако есть еще одна важная сторона работы над собой, она заключается в обнаружении в себе друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их бывает нелегко. Некоторые люди даже считают, что не обладают ни какими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры.
Хочу обратить ваше внимание, что «сильные стороны» - это не положительные черты характера или достоинства.
– Сейчас каждый участник тренинга в течение 3-4 минут должен подумать и рассказать о своих «сильных сторонах», о том, что даёт ему чувство внутренней уверенности, что является точкой опоры в различных жизненных ситуациях.

Вопросы:

§                            какие были ощущения во время выполнения упражнения;
§                            что было общего в высказываниях участников.
§                             

6. Упражнение «Цветение розы»

– И на Востоке, и на Западе некоторые цветы с древних времён рассматривались как символы «Я». В Индии, на Тибете – лотос, в Европе, Персии – роза.
Сейчас я предлагаю выполнить упражнение «Цветение розы», которое поможет ощутить внутреннею жизненную силу.
Техника выполнения
1. Сядьте поудобней. Закройте глаза. Глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь.
2. Представьте себе розовый куст с цветами и бутона­ми. Обратите внимание на один из бутонов. Он еще пол­ностью закрыт, лишь наверху можно увидеть розовую точку. Сосредоточьтесь на изображении, удерживая его в центре сознания.
3. Вообразите, что зеленая чашечка начинает раскры­ваться, обнажая пока еще закрытые лепестки цветка. Нако­нец, перед вашим мысленным взором должен предстать весь бутон, состоящий из розовых лепестков.
4. Лепестки начинают медленно раскрываться, расхо­диться в стороны. Это происходит до тех пор, пока перед вами не предстанет свежая, прекрасная роза во всем ее ве­ликолепии и полном цветении. Попытайтесь уловить ее ха­рактерный запах, который не спутаешь ни с чем.
5. Теперь представьте, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая ее... В течение некоторого времени удерживайте это изображение.
6. Посмотрите в центр цветка. Там вы должны увидеть лицо мудрого существа, полного понимания и любви к вам.
7. Заговорите с ним о самом важном в вашей жизни в настоящий момент. Задавайте вопросы о том, что имеет для вас большое значение: о проблемах, направлении или вы­боре, который предстоит сделать. Потратьте на это нужное количество времени. (Если есть желание, то здесь можно сделать перерыв и записать все, что имело место, давая оцен­ку вашим инсайтам.)
8. Теперь отождествите себя с розой. Вообразите, что вы стали розой или вобрали цветок внутрь себя. Удостоверь­тесь, что роза вместе с мудрым существом находится внут­ри вас, что вы можете легко вступить в контакт с ними, использовать присущие им качества. В символическом смысле вы и есть эта роза, это мудрое существо. Та же самая си­ла, которая оживотворяет вселенную и создает розу, способ­ной пробудить в вас ваше внутреннее “Я” и проявить все, что оно излучает.
9. Представьте, что вы стали розовым кустом. Ваши корни пронизывают землю, от которой поступают питатель­ные вещества. Ваши листья и цветы растут, тянутся вверх, питаются энергией солнечного света и согреваются ею.
10. Вообразите, что вы—другие розовые кусты, расте­ния и деревья. Вы — все, что существует за счет этой жиз­ненной энергии и составляет часть планеты, великого цело­го. Попытайтесь удержать это ощущение в течение какого-то периода времени. Затем откройте глаза.
11. У вас может возникнуть желание записать все, об­ращая особое внимание на диалог с мудрецом. Можно так­же зафиксировать информацию, касающуюся любых других инсайтов.

Вопросы:

§                            что вы сейчас ощущаете;
§                            были ли трудности во время выполнения упражнения.
§                             

7. Упражнение «Без ложной скромности»

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
– Когда мы говорим о себе хорошо, это здорово помогает нам добиваться успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца трудные дела.
– Подумайте сейчас о трёх вещах, которым вы хотели бы научиться или хотели бы выполнять их лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умеете их делать. Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я очень хорошо плаваю», «Я пишу интересные статьи». Возьмите лист бумаги и запишите эти фразы большими буквами, сделайте рамку.
Покажите свой плакат всем участникам, расскажите, что на нём написано.
Возьмите эти плакаты домой, чем чаще вы будете смотреть на них, тем легче будет добиваться того, чтобы эти слова стали правдой.

8. Рефлексия

9. Прощание

– Давайте попрощаемся. Встаньте все в круг, обнимитесь.
– Выберите одно из достоинств, которое вы сегодня открыли в себе. Заметьте, как это ощущается во всём теле, почувствуйте это состояние. Отметьте как оно усиливается, запомните эти ощущения. Посмотрите, друг на друга, ощутите поддержку, свою внутреннею силу и в любую минуту, когда это будет необходимо, вы почувствуете это состояние.


Литература:

1.                         Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
2.                         Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие Пер. с нем. – 4-е изд. – М. Генезис, 2006.
3.                         Хрящева Н.Ю. Психодиагностика в тренинге. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000.





Комментариев нет:

Отправить комментарий